10 марта 2024

Проект "КРУГ ДОБРЫХ ВСТРЕЧ"

Проект "КРУГ ДОБРЫХ ВСТРЕЧ"
Современный образовательный процесс в ДОУ предполагает развивающее общение педагога с детьми, в том числе в форме круга.

Основная идея технологии группового сбора – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. Технологически групповой сбор прост в проведении, легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста, значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений, позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.

Во время группового сбора самым естественным образом формируются ключевые компетентности: социальная, информационная, деятельностная, здоровьесберегающая и, конечно, коммуникативная.

В ходе коммуникативного развития ребенок использует инструменты, позволяющие ему наладить общение с людьми: жест, взгляд, эмоциональные вокализации, непосредственно обращенную к другому человеку речь. Кроме того, коммуникативное развитие традиционно входит в круг задач, связанных с развитием речи. Считается, что если у ребенка грамотная речь, обширный запас слов, то он сможет хорошо общаться. Однако практика показывает, что использование собственно речевых возможностей при взаимодействии со сверстниками без специально созданных педагогом условий для ребенка бывает крайне затруднительным.

Мы решили, что применение технологии группового сбора будет эффективным средством для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Так появился проект «Круг добрых встреч».

Цель проекта – развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста при реализации технологии группового сбора.

Задачи для детей:

-        формировать умение слышать других;

-        формировать умение формулировать свои мысли и доносить их до участников группы так, чтобы идея была понятна;

-        формировать умение самостоятельно договариваться и разрешать спорные ситуации, не обижая собеседников;

-        учить вести дискуссию: возражать, задавать вопросы;

-        учить работать в команде, решая проблемную ситуацию: распределять обязанности, роли, создавать правила, планировать ход деятельности.

Задачи для родителей:

-        способствовать трансляции лучших практик семейного воспитания;

-        стимулировать активное участие родителей в творческих проектах, событийных мероприятиях группы и детского сада.

Задачи для педагогов:

-        повысить профессиональную компетентность при организации развивающего общения педагога с детьми;

-        овладеть навыками вовлечения детей в планирование образовательной работы;

-        разработать технологическую карту группового сбора «Круг добрых встреч»;

-        создать картотеку для организации группового сбора с учетом этапов его проведения (способы, приемы приветствия, игры на коммуникацию, способы обмена новостями, планирования и анализа деятельности).

Планируемые результаты

В результате реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста сформируется коммуникативная компетентность. Дети будут:

-        способны устанавливать взаимодействие с детьми и взрослыми;

-        способны инициировать и поддерживать общение: задавать вопросы с учетом ситуации и особенностей партнера по общению реагировать на ответы, отвечать на вопросы;

-        знать о необходимости соблюдения правил в совместной игре, смогут предлагать варианты взаимодействия, договариваться;

-        понимать, что у разных людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения.

В результате реализации проекта у родителей появится возможность:

-        быть активными участниками творческих проектов, событийных мероприятий группы и детского сада;

-        транслировать лучшие практики семейного воспитания.

В результате реализации проекта у педагогов:

-        повысится профессиональная компетентность при реализации технологии группового сбора;

-        будет разработана технологическая карта группового сбора «Круг добрых встреч»;

-        будет создана картотека для организации группового сбора с учетом этапов его проведения.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (март-август 2023 г.)

На подготовительном этапе реализации проекта в целях повышения профессиональной компетентности педагоги МБДОУ № 99 г. Пензы «Карусель» прошли обучение по программе дополнительного образования «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений».

Реализуя в детском саду образовательную программу дошкольного образования, разработанную в соответствии с ФОП ДО, мы выбрали для части, формируемой участниками образовательных отношений парциальную программу «Социально-эмоциональное развитие дошкольников», которая рассчитана на 2 года реализации (5-6 и 6-7 лет). Одним из разделов программы является «Социальное взаимодействие», который посвящен развитию навыков эффективной коммуникации, умению устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте мы стали ежедневно проводить в утренний отрезок времени круг «Утро добрых встреч», а вечером – «Вечер добрых встреч».

Основной этап (сентябрь 2023 г. – май 2024 г.)

С сентября 2023 г. педагогическая команда детского сада приступила к активной работе над каждым этапом круга.

1.      Начало группового сбора

Вместе с детьми мы выбирали, обсуждали способы сбора в круг. В музыкальном центре активности экспериментировали со звуками, чтобы выбрать именно тот, который будет нас собирать на «Утро добрых встреч». В итоге ребята проголосовали за мелодию «Утренняя трель», которая и стала традиционным позывным для круга.

2.      Приветствие

Для интересного эмоционального начала общения в кругу друзей мы начали собирать способы приветствий, подсказки - «встречалки»: это и разнообразные жесты; приветствия с передачей предмета; приветствия с именными карточками; стихотворные приветствия; пожелания, комплименты и т.д. На творческих встречах педагогов, реализующих проект, мы стали обмениваться способами приветствий. Так появилась идея создания картотеки вариантов проведения всех этапов круга, которая постоянно пополняется новыми идеями.

3.      Игры

Дети любят играть, это всегда вызывает эмоциональный отклик у дошкольников, но наша задача стояла в том, чтобы подобрать интересные коммуникативные игры для «Круга добрых встреч», которые способствовали бы развитию умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать. В этом нам помогли родители, они вместе с детьми предложили нам свои любимые игры и по очереди каждый ребенок учил нас правилам любимой игры в круге.

4.      Обмен новостями

Обмен новостями – наиболее насыщенная содержанием часть группового сбора. Это время, когда дети могут поделиться своими новостями – домашними событиями, удачами-неудачами, детскими достижениями. В обмене новостями самым естественным образом формируются коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать свое суждение, выстраивать контраргументы и т.п.

Отметим, что при работе над коммуникативным развитием дошкольников в круге, педагоги стараются не регламентировать речь детей, позволяя высказываться только по указанным схемам и клише. Ребенок живет и мыслит в среде насыщенного живым богатством смыслов языка. Блокировка детской речевой активности задерживает не только способность ребенка высказываться, но и развитие детской мысли, ограничивает опыт взаимодействия со сверстниками.

5.      Планирование

«Круг добрых встреч» - место и время выбора всего, что определит события, составит план образовательной работы педагогов и детей на текущий день и на много дней вперед. Круг даст возможность научить детей выбирать, согласовывать ожидания, планировать, организовывать свою деятельность.

Этап планирования позволяет педагогам формировать свободную и выразительную речь детей в условиях создания ситуации доверительного общения. Также на этом этапе можно запланировать разные формы общения детей: групповое общение, общение четырех-пяти человек, парное общение и индивидуальные формы работы.

6.      Итоговый сбор (анализ деятельности)

Задача итогового сбора – рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы. Он проводится для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей. На итоговый сбор дети приносят из центров активности всё то, что они успели сделать – рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями и т.п.

Воспитатель предлагает всем желающим рассказать о своих планах и выполненной работе, о том, что мешало и что помогло, что ребенок планирует доделать и когда, что хотел бы изменить, что еще хочет узнать, где можно поместить (повесить, использовать) работу ребенка. Развивающие вопросы для итогового сбора направлены на стимулирование интеллектуальной и коммуникативной активности, на пробуждение рефлексивности. На итоговом сборе каждый ребёнок может испытать чувство удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился.

В процессе реализации проекта особое внимание мы уделили компонентам детской субкультуры. Безусловно, группа должна принадлежать детям, а значит, в ее оформлении должны быть отражены интересы детей, особенности их культуры. Эти компоненты помогают ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других детей, освоить различные социальные роли и взаимоотношения.

В группе появились:

1.      Место для общего сбора.

2.      Индивидуальные подушечки, обозначающие круг. Дети самостоятельно выбрали цвет подушки, а родители помогли в приобретении корзин для их хранения.

3.      Таблички/знаки с правилами ведения диалога, понятные детям.

4.      Игрушки, оборудование и материалы, способствующие объединению детей в коллектив, их совместной деятельности.

К реализации проекта активно подключились родители воспитанников, которые стали нашими помощниками в его реализации. Мы не только познакомили их с технологией группового сбора, но и провели несколько встреч в круге, которые были направлены на развитие совместного общения родителей и детей (обмен опытом семейного воспитания, участие в событийных мероприятиях группы, создание вместе с детьми страниц альбома «Все обо мне» и др.). Такой формат взаимодействия с семьями воспитанников позволил нам установить взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях между педагогами и родителями.

Заключительный этап (2024 г.)

Содержание деятельности на заключительном этапе:

-        корректировка, уточнение технологической карты для реализации проекта, оформление картотеки «Круг добрых встреч»;

-        подведение промежуточных итогов реализации проекта на Педагогическом совете № 3 и родительском собрании;

-        выработка рекомендаций для педагогов по эффективному применению технологии группового сбора в детском саду.

Заключение

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

-        разработана технологическая карта группового сбора «Круг добрых встреч»;

-        создана картотека для организации группового сбора с учетом этапов его проведения;

-        в группе появились компоненты детской субкультуры, созданные вместе с детьми.

У детей активно формируется коммуникативная компетентность:

-        стараются слышать других;

-        формулируют свои мысли и доносят их до участников группы так, чтобы идея была понятна;

-        самостоятельно договариваются и разрешают спорные ситуации, не обижая собеседников;

-        начали вести дискуссию: возражать, задавать вопросы;

-        могут работать в команде, решая проблемную ситуацию: распределять обязанности, роли, создавать правила, планировать ход деятельности.

Родители стали активными участниками творческих проектов, событийных мероприятий группы и детского сада.

Педагоги повысили профессиональную компетентность при реализации технологии группового сбора, получили возможность творческого развития и личностного роста.

Проект «Круг добрых встреч» реализуется нами в настоящее время и будет продолжен в следующем году уже в подготовительной группе.

КАРТОТЕКА "КРУГ ДОБРЫХ ВСТРЕЧ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ГРУППОВОГО СБОРА