Формировать представления о Родине у растущего человека необходимо с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. В связи с этим проблема воспитания любви к родному городу является актуальной.
Одним из способов приобщения детей к истории родного города стало создание нами тактильной книги «Мой родной город - Пенза», которую создала воспитатель МБДОУ № 99 г. Пензы "Карусель" Ухмакова Галина Геннадьевна.
Термин «тактильная книга» появился не так давно. Толковый словарь трактует слово «тактильный» как «осязательный». По виду – это дидактическая (развивающая) книга, в основе которой лежит знакомство детей с родным городом, с историей его возникновения, символикой, достопримечательностями и культурными местами родного города. Тактильная книга привлекает детское внимание. Дошкольники с большим интересом и восхищением её рассматривают, трогают, ощупывают. Страницы представляют собой объёмные картинки-конструкции, для создания которых используются самые различные, подручные и натуральные природные материалы (бумага различной фактуры, фетр, нитки, деревянные палочки разного размера, мелкие камни, вата и др.).
Книга предназначена для наглядно-практического восприятия ребенком предметов окружающего мира. Его пальчики способны «увидеть» то, о чем говорится в книжке, а затем обсудить с ним увиденное. Работа с пособием подразумевает активное и эмоциональное общение ребёнка и взрослого.
Основная цель использования тактильной книги «Мой родной город - Пенза» - активизация познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом, его историей и достопримечательностями.
Тактильная книга «Мой родной город - Пенза» помогает решать следующие задачи:
привлечение внимания к книге как к источнику знаний;
формирование у детей системных знаний по истории родного города и интереса к прошлому и настоящему Пензенской области;
развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа);
воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
Начиная со старшей группы, мы знакомим детей с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объясняем названия улиц, показываем репродукции памятников, организовываем совместно с семьями воспитанников экскурсии. Одно из занятий посвящено знакомству с гербом родного города. Но сначала рассказываем детям о том, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, что на них изображалось. Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города проводим в определённой последовательности, с постепенным усложнением: история возникновения города, история названия улиц города, здания города, знакомство с людьми, прославившими наш город, места отдыха жителей города.
Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, а использование тактильной книги способствует длительному сохранению интереса к данной теме. Кроме того, целесообразно объединять в одну тему занятия не только по развитию речи, но и по ознакомлению с природой, музыкой, продуктивными видами деятельности.
Книга состоит из шести разворотов, иллюстрации на которых отражают ключевые моменты в истории города Пензы и помогают решить образовательные и развивающие задачи.
А сейчас мы предлагаем посмотреть, что внутри.
Методические рекомендации к тактильной книге «Мой родной город - Пенза»
Содержание страниц согласовано с тематикой занятий по ознакомлению с Пензой. Также нами были разработаны методические рекомендации к тактильной книге «Мой родной город - Пенза». Методические рекомендации содержат примерные вопросы и задания, активизирующие и закрепляющие знания детей по теме книги и способствуют развитию психических процессов дошкольников (восприятия, памяти, внимания, мышления).
Пособие позволяет решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей как в рамках непрерывной образовательной деятельности (НОД), так и при проведении режимных моментов, в частности при организации игровой деятельности дошкольников.
Данное пособие может быть рекомендовано родителям для занятий с ребенком дома. Предложенный материал подобран в соответствии с программными задачами. Помимо представленных методических рекомендаций данное пособие можно применять при организации образовательного процесса по другим образовательным областям, что подчеркивает широкий спектр использования пособия, его полифункциональность.
Анализ работы с этой книгой позволяет сделать вывод: использование тактильной книги, как средства активизации познавательной активности, способствует эффективному усвоению детьми знаний о родном городе, в котором они живут.